Информация к новости
  • Просмотров: 383
  • Автор: redaktor
  • Дата: 24.11.2016
24.11.2016

Эх, было время у нас на Руси – шли в поход казаки...

Категория: Публикации

…начало песни «Казачий Яр» отражает песенное убранство всего вокального вечера в камерном зале краевой филармонии. Со сцены словно звучали голоса из 17-го века: «Что заскучали, друзья казаки, уж не затупились ваши тесаки?», ни ответ «Ратную службу выполним мы в срок, здесь, на Красном Яре, будет наш острог!..».
…Создательница клуба любителей романса, его душа Ольга Лановая привлекла к участию в очередном концерте такие творческие силы, что и повёрстанные казаки с семьями, и сугубо гражданские красноярцы сразу почувствовали себя «в теме». С первой же «Песни казачки», которую исполнила сама Ольга Викторовна – академическая певица (драм-сопрано), дипломант Международного конкурса вокалистов в Италии, автор и руководитель творческого объединения «ИМЕНА», бессменный председатель жюри конкурсов и фестивалей искусств «Звёздный дождь», «Роснефть зажигает звёзды», «Под полярной звездой» (Северобайкальск), «Солнечный круг» (Норильск). Сплошная астрономия, сплошные севера!..
Когда-то аккурат с севера, из Енисейска, шли на стругах вверх по Великой реке триста отважных первопроходцев. Из окон Камерного зала нынче можно увидеть их бронзового предводителя и камень, на котором высечено: «В лето 1628 года сошёл на этот берег отряд казаков с воеводою Андреем Дубенским ставить острог Красный Яр». А рядом с камнем пьёт из озерка воду бронзовый конь, без которого былое казачество и представить нельзя. Вспомним пословицы: «У коня душа человечья», «Вся родня не стоит коня»; «Надёжное у коня стремя – цело в бою темя»...
Ольга Лановая на сей раз была не только блистательной исполнительницей песен и романсов, но и ведущей, и дирижёром концерта, а ещё она попутно просвещала несведущий народ. Мы узнали, что тюркское слово «козак» означает «удалец», услышали шолоховское определение: «Вольный казак – вполне свободный, ни от кого не зависящий человек». Ну да, как раз такие удальцы и начинали осваивать суровую Сибирь. Четырёхсотую годовщину этого начинания отметили за Камнем (за Уралом) девять лет назад, и главными героями юбилея были донские, северокавказские, яицкие (уральские), енисейские, забайкальские, дальневосточные казаки. Пережившие расказачивание, в новой России они буквально возродились из пепла. Участвуя в переписи населения, многие настаивали на том, чтобы им записали национальность – «казак». Хотя сейчас не каждый согласится с характеристикой, что он «...вольный военный человек, порвавший со своей социальной средой».

Любо, братцы, любо!

И всё же лучшие казачьи песни связаны именно с войной. Фольклорный коллектив «Живая стАрина» (ударение на первом слоге) накапливал свой творческий багаж, знакомясь с передаваемыми из поколения в поколение песнями старожилов на берегах Ангары, Енисея, Тунгусок. Вряд ли кому-то в зале не были знакомы строчки «Не для меня цвятут цвяты...», но изначальный текст офицера морской пехоты А. Молчанова столько раз переиначивался, что неузнаваемы оказались целые строфы. Ну и что?! Зато исполнение и концовка берут за душу: «А для меня придёт война...».
Руководителю ансамбля «Живая стАрина» Игорю Гореву (горю... горе...) очень личит, как говорили в Кежме, выбор таких песен. И манера – акапельно, на голоса. «Такого наречья и такой средневековой подголосочной полифонии в Европе не встретишь. Я привыкла слушать итальянскую, французскую музыку, а здесь – своё, родное!» – призналась Ольга Викторовна. Горевцы, впрочем, и под гармошку пели, и «Очаровательные глазки» у них очаровательно вышли. Ничего удивительного – тема любви актуальна и в мирной жизни, и в батальной: «Жинка погорюет, выйдет за другого – За мово товарища, забудет про меня. Жалко только воли во широком поле, Матушку старушку да буланого коня»... Жестокий романс «Всё васильки, васильки» (друг Чайковского Алексей Апухтин тоже вряд ли узнал бы в нём свои стихи) потрясает: «Он Олю кладёт на песок, кинжал из неё вынимает...» Современная песня пооптимистичнее будет: «Если воин бреется, Значит, он надеется, На любовь надеется, Значит, будет жить!». Это припев из «Двух орлов» Олега Газманова. Последний куплет запомнился мне с ходу: «Над дорогой Родины моей Шелест крыльев, битве нет конца, Только знамя не должно упасть, Сын подхватит знамя у отца». Запомнился, потому что его пели сын и отец – Артём и Владимир Кукины. Тёма – пятиклассник 150-й школы, шесть лет занимается вокалом. Его педагог (угадайте с трёх раз, кто?) – Ольга Лановая!
Со своими маленькими ученицами Ольга Викторовна исполнила чудесную песню Игоря Матвиенко на слова Александра Шаганова, которая тоже даёт людям надежду: «Будет добрым год-хлебород. Было всяко, всяко пройдёт... Пой, златая рожь, пой, кудрявый лён, Мы идём с конём по полю вдвоём...» (ну куда ж без коня!).
Ох, простите, я забыла с благодарностью поклониться Татьяне Матвиенко – победителю Первого конкурса «Соловей романса» в номинации «Казачий романс». На нынешнем вечере она предложила вниманию публики «Звезду» (спасибо Евгении Смольяниновой, возродившей этот романс!), песню «Я когда-то была молодая» и «Кукушку», которая, увы, «улЯтела». А вместе с Ольгой и ещё двумя певицами из «Имён» Татьяна исполнила знаменитую «Вишню». Помните, «Мимо этой вишни, мимо этой хаты...»? Там, правда, ещё и про ромашку есть: «Ты скажи, ромашка, любит ли Наташка?» Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви.

А в антракте, в фойе...

Для тех, кто впервые попал в Клуб любителей романса Ольги Лановой, наверняка явилось милым открытием то, что в антракте не надо было томиться в ожидании второго отделения концерта. Мы все автоматически сами становились... артистами! То есть было, конечно, ядро – вокальная группа «Настроение» под руководством Анны Ковалёвой, и были буклеты с текстами известных песен. Или даже неизвестных – подпевать всё равно не возбранялось. Рифмующийся с «Настроением» танцор из «Вдохновения» Валерий Семёнов не выдержал, подхватил партнёршу и закружил в вихре... какого-то танца. А я вспомнила, что мне писать материал в газету, и, вооружившись отзывом Ольги Викторовны («Ошеломляющие девушки!»), подступилась к руководительнице коллектива. «Мы не профессионалы. Никто никогда раньше не выступал на сцене. Просто встретились родственные души, влюблённые в песню, и поверили в себя. Можем научить любого!» – улыбнулась Анна. Одна из спетых во время антракта – «Если бы случилось заново начать» прямо про них, подумалось мне («Я бы по полю зелёному пешком, три аккорда на гитаре без конца...») Ещё они поют путинскую любимую: «Если стала бы я птицей лесной, Я могла бы улететь за тобой. Если стала бы я в небе звездой, То светила бы тебе в час ночной...» Наверно, нашему президенту очень нужна такая любовь: «Плачет без тебя небо синее, поле чистое. Вянут без тебя травы спелые, золотистые...» или «Любимый мой, лети как вольный ветер. Казачья кровь да конь мой вороной...». Хотелось слушать и слушать талантливых певиц, но...
Зазывать зрителей в зал звонками здесь (ЗэЗэЗэЗэЗэ!) не принято, да и нет надобы – атмосфера вполне домашняя. И вот уже перед нами расстилается «Ах ты степь широкая» (Лановую не один раз вызывали на «бис»!) и «Степь да степь кругом» (отцу и сыну Кукиным аплодировали яро, потому что «краснояры сердцем яры»). У дончаков, впрочем, сердца тоже горячие. И у кубанских казаков. Всё ложилось в строку: и «По Дону гуляет казак молодой», и «Каким ты был, таким остался, орёл степной, казак лихой», и «Чернобровая казачка подковала мне коня», и «А на окне наличники. Гуляй да пой, станичники!», и «Шёл казак на побывку домой», и «Воля вольная, степь раздольная – та, что жизни милей...».
То есть это был замечательный микс из исторических, современных, молодёжных, авторских песен, которые замечательно исполнили «Живая стАрина» с гармонистом Александром Федченко, Владимир Кукин – в паре не только с юным Тёмой, но и со сверстником Алексеем Беловым, звёзды творческого объединения «Имена» и звёздочки группы «Настроение» и, конечно, Ольга Лановая, которая была центром притяжения, которая любит всех и которую любят все!
«Княгиня Ольга» за прошедшие несколько месяцев сплотила поклонников романса в настоящую команду, и каждый «дружинник», выходя из Камерного зала на Стрелку, уже прикидывает, на какой день попадает следующее занятие. Я посчитала: 5 января – четверг. В программе – романсы цыганских хоров. Уже предвижу, какое пиршество красок будет на сцене, и какие голоса будут звучать – словно у костра в степи. Табор уходит в небо...

Софья Григорьева,
фото Вячеслава Пенерова
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.