Информация к новости
  • Просмотров: 408
  • Автор: redaktor
  • Дата: 29.09.2017
29.09.2017

Радугу найдем, маму позовем!

Категория: Публикации

Этой детской присказке, придуманной писателем Валерием Ковалёвым, немало лет. Все мы в детстве гонялись за рай-дугой над головой, продолжаем восхищаться сейчас – уже в «весовом» возрасте, и как удивляемся, когда среди терний современного бюрократического общества на нашей дороге загораются разноцветные огоньки инновационного дошкольного образования. Именно такие чувства наполнили меня, когда у дороги в новом коттеджном микрорайоне «Береговой» города Минусинска я встретил настоящую «радугу» (ул. Береговая, 21). Частный детский сад «Радуга» – полноценный, не встроенный-пристроенный, а отдельно стоящий двухэтажный белокаменный Дом мам и детей!
Доля негосударственного сектора в российском дошкольном образовании весьма незначительна. Тем не менее частные детские сады – прежде всего с хорошей репутацией – прочно занимают свою нишу в общей образовательной системе. Пусть и небольшую – в Российской Федерации не более 2% от общего числа садиков, но все же…
Обратимся к цифрам. По состоянию на 1 апреля 2017 года уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составил 98,73%. В 74-х субъектах Федерации этот уровень уже превысил 99% (!), а в 4-х дотягивается до этих цифр от 95% (республики Бурятия и Татарстан, Новосибирская и Самарская области).
В системе образования Красноярского края действует 1028 дошкольных образовательных учреждений всех форм собственности (1 краевое государственное, 1008 муниципальных, 1 федеральное, 18 частных), в том числе 995 юридических лиц и 33 филиала.
Всего услугой дошкольного образования и/или услугой присмотра и ухода охвачено более 130 тысяч детей дошкольного возраста, из них 120 тысяч – трёх-семилетки, что составляет 87% дошколят.
В муниципальных дошкольных образовательных организациях трудятся 34 тысячи взрослых, из них более 13 тысяч – педагоги. В крае функционируют частные центры ухода и присмотра (развивающие центры, располагающиеся в жилых квартирах; и развивающие центры в нежилых помещениях), которые посещают более трёх тысяч детей.
Как видим, основная статистика ведётся по детям от 3-х до 7-ми лет, а более точную информацию по малышам от года до трёх лет найти трудно. Но понятно, что это не больше 10% от общей численности. И это ещё одна проблема – доля частных образовательных услуг на фоне государственных и муниципальных. Выясняется, что по частным садикам 66% всех мест сосредоточены в восьми (!) субъектах Российской Федерации (данные 2016 года). Красноярский край и Минусинск в частности – не исключение. И давайте уже от сухих цифр перейдём к минусинской «Радуге».
Росток детского счастья
Центр развития и дневного пребывания детей «Радуга» был открыт 10 марта 2015 года. Режим работы – с 7 до 19 часов, с понедельника по пятницу. В субботу дополнительно работает группа «Бусинка» – с 9 до 13 часов. Вот на бусинки я и нарвался, так как мой визит советника президента Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» пришёлся на выходной день. Приезжая в купеческую столицу юга Красноярского края, изучая проблематику малого бизнеса, я и предположить не мог, что именно минусинская дошкольная частная инициатива прорвётся сквозь частокол бюрократических преград. Она уже выросла и приносит первые образовательные плоды.
Общаясь с педагогами Минусинска, я неоднократно слышал: «Посети «Радугу», посмотри!» Когда согласовывали проект строительства нового образовательного учреждения, Глава города Дмитрий Меркулов говорил: «Не верю, что на этом месте будет сад, построите ведь очередной магазин». Но организаторы строительства не просто построили отдельное двухэтажное здание без единого бюджетного рубля, но и доказали состоятельность частной педагогической инициативы. А руководителям Минусинска они благодарны за моральную поддержку. Уже и проверяющие были, и сам Глава города, и Министр образования Красноярского края. Пойдёмте же и мы по радуге в гости к детям.
Приветливо встретив у калитки, главный инициатор и организатор создания Центра развития Вера Николаевна Чащина, как многолетний экскурсовод, повела меня в таинство современного дошкольного зазеркалья. Первое впечатление – педагог-организатор с большим стажем, компетентна, коммуникабельна. Чуть позже выяснится, что она – частный инвестор и пришла из банковского сектора (второе удивление после внешнего вида самого здания!), а педагогический коллектив работает самостоятельно. Слаженно и целеустремленно, потому что уже есть и цель, и понимание, к чему стремиться, есть качественная образовательная и воспитательная услуга, признание родителей и чуточку чиновников, а главное – любовь детей. Взаимообмен энергий, мыслей, эмоций создаёт удивительный микроклимат взаимопонимания и душевного комфорта.

Новая-новая сказка

Представьте, прямо с порога вас встречают нарисованные в пастельных тонах сказочные персонажи – совята, причудливые «живые» капельки, мультяшные домишки. Словно в воздухе кружат настоящие зонтики гномов и осенние листья эльфов. Огромный аквариум с сотней неоновых рыб. И главное – теплые руки воспитателей. Именно десятки заботливых взрослых рук создают атмосферу уюта и праздника.
Везде чистота и порядок, продумано всё до мелочей. Даже термометр в каждой спальне висит на высоте ребенка. Когда я наивно удивился этому, мне пояснили, что температуру надо знать ежечасно (проветрили ли комнату или стало душновато), и именно на таком уровне. В саду всё делается ради маленьких домочадцев.
Вера Чащина: «Когда мне надо проверить температуру, я разуваюсь, ступаю по полу босиком и сразу понимаю, комфортно мне или не совсем. Вот ещё пример: дома вы много позволяете малолетним дочкам и сыночкам «запрещённые» действия? А у нас на специальных стендах и крючки, и розетки с вилками, и сложные бытовые приспособления – то есть то, что окружает наших малышей в быту. Но здесь можно всё это попробовать, потренировать детские пальчики, а значит развить моторику».
А ещё мне показали детские «тайные» уголки. Это когда за шторкой в специальной «нише» можно посидеть. Детки любят уединиться, пусть и на минутку.
В режиме полного дня работают три группы. В возрасте от года до полутора лет – это «Лапушки», самые маленькие детки – от полутора до двух лет – «Капельки», от двух до трёх – «Совята». В каждой группе работают два воспитателя и их помощник. Весь персонал имеет, в соответствии с требованиями, образование и санитарные книжки.
Все группы снабжены, в соответствии с СанПином и ФГОС по дошкольному образованию, игрушками, литературой и необходимым оборудованием. Не впервые я увидел «трёхэтажные» кроватки – когда постельки выдвигаются последовательно трёхуровневой горкой. Это удобно! И санузлы здесь «как дома» (естественно, с мини-унитазами, со специальными мойками для горшочков и множеством полотенец).
В каждой группе своя кухонька, и посуда чуть ли не персональная. Здесь организовано пятиразовое питание, обеспечиваемое ОАО «Славянка»: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. В каждой группе имеется кулер с питьевой водой, которую согласно договору поставляет Минусинский пивзавод – производитель уникальной минусинской воды (в том числе марки «Спасский собор»).
Два раза в неделю здесь проводятся музыкальные и физкультурные занятия (имеется спортивный зал), а также занятия с логопедом. В учебном плане и сетке непосредственно образовательной деятельности значатся непременные тематические праздники и занятия. А ещё в большом доме детей есть актовый зал – настоящая сцена, только без возвышения (как и положено во избежание травм). Сцена с кулисами и необходимыми атрибутами. В апреле в рамках театральной недели дети каждой группы сами участвовали в театрализованных сказках и потешках.
А в преддверии Пасхальной недели был проведён конкурс на изготовление пасхальной поделки. Дети мастерили их вместе с родителями. Призы за шедевры получили победители, но и всем остальным участникам были вручены поощрительные подарки. Календарный год насыщен!

Нет предела совершенству!

Приятно удивили меня уличные игровые площадки – настоящий детский парк. Ежедневно один раз, а в тёплое время года дважды дети гуляют здесь, в буквальном смысле в мире сказок, созданном заботливыми руками воспитателей. Дорожки с цветными камушками, цветники, «убегающие» из кадушек цветы, стандартное и нестандартное оборудование и даже огородик с капустой... И, конечно, всё вокруг расписано изображениями любимых детских персонажей, а вокруг развешены многочисленные флажочки.
Ещё одна уникальная образовательная особенность Центра – группа «Бусинка», открывшаяся в декабре 2016 года. Занятия в ней проводятся по методике Марии Монтессори. В группе есть всё необходимое для занятий с детьми в возрасте от двух до семи лет. Педагог Ольга Владимировна Алексина, прошедшая обучение в Московском институте Монтессори-педагогики, имеет диплом государственного образца. Кстати, она дополнительно ведёт кружок «Пескотерапии» – создание детских картин цветным песком.
Ольга Алексина: «Курсы Монтессори перевернули все мои взгляды на воспитание детей. Основное отличие этой педагогической системы в том, что она на первое место ставит личность ребенка, а не набор обучающих техник и упражнений. В процессе обучения малыш вправе сам выбрать дидактический материал, определить характер и время занятий. Моя роль как педагога наблюдать в этом процессе за ребенком, способствуя его саморазвитию. Я выступаю не как наставник, а как человек, который создаёт удобную для развития детей окружающую среду. Ребёнок сам выбирает то, что ему интересно. Вмешиваться в его деятельность мне позволено только тогда, когда он сам об этом попросит».
На этом я приостановлю ход журналистских рассуждений. Все равно обо всем не смогу в одной статье рассказать. Слишком богатым оказался радужный мир, окружающий минусинских детей, а мой мозг не смог охватить всю красоту интерьеров, убранства и полноты различных методик. Одно отмечу – на зависть будущим посетителям, акулам пера и новым родителям – огромное количество игрушек. Разных, мягких, говорящих, модных пескоструйных, собирающихся как матрёшки, пальчиковых, кукольных, головоломок и прочих, развивающих все виды человеческих чувств. Выдохну. Мир моего детства несравним с этим многообразием. Будет повод вернуться и продолжить писательский труд…
Возвращаясь к тому, с чего я начал, – к системе образования и целесообразности создания частных детских садов. Теперь на первый план выходит качество предоставляемых услуг, их соответствие государственному стандарту. Поэтому в «Радуге» очень заинтересованы в развитии здоровой конкурентной среды, способствующей совершенствованию образовательного процесса дошкольников. Чем разнообразнее будет спектр образовательных услуг для детей, тем больше вероятности найти для каждого ребёнка наиболее оптимальный «сценарий» развития, в большей степени учесть индивидуальные способности, потребности и возможности детей.

Андрей Думанский,
редактор еженедельника «Аргументы недели Енисей»,
член Правлений Союза «ЦС ТПП» и
Союза журналистов Красноярского края
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.