Информация к новости
  • Просмотров: 90
  • Автор: redaktor
  • Дата: 12.01.2018
12.01.2018

«И эти речи звонные свели меня с ума!»

Категория: Публикации

Действительно, «Твои глаза зелёные и эти речи звонные» больше столетия продолжают очаровывать-околдовывать влюблённых, и 4 января нового года в Камерном зале филармонии под эти чары попали завсегдатаи «Клуба любителей романса».
Очередная программа, задуманная и воплощённая кумиром вышеназванных любителей, была посвящена цыганскому романсу. Эта разновидность жанра возникла в России в 19 веке. Поклонников привлекла исполнительская манеры цыган – разгульность, зажигательность, импровизационная свобода. Главный герой пьесы Льва Толстого «Живой труп», слушая в таборе «Невечернюю», говорил: «И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?..»
Вот оказалось – можно! И «страсти люты», и «прежестокая судьбина», и «знойная тоска по свободе» – всё было в тот морозный четверг в благородном собрании на берегу незамерзающего Енисея. По традиции действо начиналось уже в фойе: шампанское-сок-конфеты на столе, цыганки на танцполе (босиком! В слепящих глаза разноцветных нарядах), гадалки, предлагающие «позолотить ручку» и обещающие щааастье!..
Ольга Викторовна Лановая ещё здесь приступила к просвещению публики. «Ни один народ не несёт столько страсти, веселья, радости» – сказала она и коротко озвучила содержание вечера. Первое отделение – авторские произведения, созданные знаменитыми поэтами и композиторами, второе – народные песни, которые далеко не обязательно сочинены у степных костров или в кибитках. У цыган нет письменного языка, они принимают язык тех стран, в которых живут и кочуют. И чужие песни становятся для них своими, когда они приправляют их манерой исполнения, надрывом, рефренами типа «ой, нэнэ, нэнэ, нэнэ» или «тари-дари-дари», не несущими смысловой нагрузки, но чем-то испугавшими советскую власть (ох как истреблялась «цыганщина» на эстраде!)
А сегодня Ольга Викторовна «без страха и упрёка» пригласила старых (не по годам!) и новых (пусть даже пожилых) – всех одинаково обожаемых членов своего клуба в зрительный зал.

«Ну что сказать, ну что сказать – устроены так люди...»

Желают знать, что будет? Вряд ли! К современным цыганкам люди относятся... Ладно, не буду гадать, как. Я о концерте. Программа началась с божественного голоса Ольги Лановой, с романса «Ночь светла», написанного родоначальником Московского цыганского хора Шишкиным. Потом были «Я ехала домой» Пуаре, «Не обмани» Дюдюка, «Только раз бывает в жизни встреча» Фомина...
Русские народные (усвоенные и присвоенные цыганами) «Живёт моя отрада» и «Милая, ты услышь меня» требуют мужского исполнения, и на сцену вышел Сергей Черепанов – в чёрной рубашке, в чёрных брюках, перепоясанный красной косынкой. Аккомпанировал ему на гитаре одетый точно так же Максим Гончар, НАСТОЯЩИЙ цыган! Потом снова была Ольга – умоляющая, укоряющая: «Ах, когда б я прежде знала», «Не уходи!», «О позабудь», «Нет, не любил он», «Он виноват»... Созвездие композиторов – Глинка, Зубов, Гуэрчиа, Котляровский, Перроте... И – антракт.
Для вышедших в фойе уже были заготовлены розовые листочки с текстом залихватской песни о том, что любят цыгане: «Цыгане любят кольца, а кольца не простые» (ну понятно, золотые)... любят песни (конечно, заводные), пляски (однозначно огневые)». В эти заводные-огневые с удовольствием включились и «старожилы» клуба, и новички, и сама Ольга Викторовна со своими артистами и артистками задавала тон. Хотите верьте, хотите нет, но все присутствующие с искренней верой распевали: «Мне не нужен дом кирпичный – был бы цыган симпатичный!»

«Ай да не вечерняя, не вечерняя ли нэ заря...»

Какая-то необъяснимая магия есть в этой песне. Недаром в интернете снято два миллиона видео на «Невечернюю», собраны сотни звукозаписей от исполнителей всех времён и народов... С неё и началось второе отделение. Хотя нет, сначала Ольга Викторовна в чисто цыганском платье предварила программу экскурсом в табор: «После захода зари цыганки садились в кружок, молодые люди стояли у них за спиной, и начиналось вечернее действо. Мудрые старухи (ну, у нас таковых не оказалось. – С.Г.) пели о своей тяжёлой доле: «Спотухала, спотухала ей-ли-нэ заря», «Кай о бэ́рги, кай о бэ́рги ё вэша́. Захачки́рна ёнэ́ ман...» («Придут вьюги, мороз придёт. Заморозят они меня»). И, по сценарию, наш «табор» – Елена Ледовская, Екатерина Буран, Анастасия Иванова, Татьяна Матвиенко, Татьяна Дмитриева, Сергей Черепанов, Карен Сапарян, Максим Гончар и, конечно, Ольга Лановая – пели сольно и хором, пригорюнившись и веселясь, с плясками и без, с бешеным вращением юбок (ещё бы плечьми трясти научились наши девушки!), с бубном, с минусовой музыкой (звукооператор, ау, куда ты иногда пропадал?). И были цвета и цветы («Твои глаза зелёные», «Красная роза» – тут Сергей коленопреклонённо вручал Асе одноимённый предмет, «Три лилии»), и заклинания («Отойди, не гляди», «Ты не стой на моём пути», «Не родись красивою, а родись счастливою», «Вьюга, вьюга, ты моя подруга, ты мети, родная, снегом замети»), и гимны тройке и музыке (« Гитара», «Пой, моя гитара, пой», «Скрипка»)... «И над пропастью, кажется мне, я пройду по скрипичной струне» – пела в телевизоре Любовь Успенская, а здесь – Татьяна Дмитриева. Из современных прозвучала ещё «Гадалка» из мюзикла «Ах, водевиль, водевиль, водевиль!»
Это был последний номер замечательной программы. И когда Лановая призналась, что концерт они готовили в страшной спешке, потому что не приехали Енисейские цыгане и в последний день «слилась» некая Рита, мне захотелось в пояс поклониться хозяйке клуба. Ольга Викторовна, Оля, Олечка, Вы героическая женщина, Вы умеете держать удар! Даже жестокий удар…
Это я как бы перебросила мостик к следующей программе клуба – «Жестокий романс». До будущих встреч «на том же месте в тот же час»!

Софья Григорьева
фото Валерия Васильева
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.