Информация к новости
  • Просмотров: 132
  • Автор: redaktor
  • Дата: 03.03.2018
03.03.2018

Жестокий романс

Категория: Публикации

Сретенье, один из двунадесятых христианских праздников, по сути означает встречу человечества с Богом. Ну что ж, в Камерном зале филармонии 15 февраля состоялась встреча именно с Богиней! С Ольгой Лановой... В её «Клубе романса» помимо зрителей (паствы) часто присутствуют всяческие херувимы-серафимы – свита.
На сей раз в неё входили танцоры ансамбля «Вдохновение» и певцы студии «Голоса». По традиции перед началом концерта в фойе гости Клуба угощались шампанским-соками-конфетами и просвещались комментариями художественных номеров. Татьяна Фёдоровна Бабинова, представляя пары в бальных нарядах, напомнила, что в прежние века всем дворянам предстояла военная служба и они знали «от» и «до» па «Мазурки». Дамы и кавалеры продемонстрировали и этот танец, и вальс, который любят на всех континентах, но самым летящим он стал в России – как среди штатских, так и в офицерской в среде. «Цари на каждом бранном поле и на балу», – написала Марина Цветаева, а здесь прочитала главная «вдохновительница» и спела главная Певица.
Когда зрители расселись по местам в зале, она же своим дивным драматическим сопрано исполнила романс «Бедный певец» (Глинка, Жуковский): «Могила, верный путь к покою, когда же будет взят тобою бедный певец?» Страшно? А чего вы хотели? Вы пришли на программу «Жестокий романс». Название одноимённого фильма, который немедленно выдаёт память, тоже заканчивался смертью. «Это слово – жестокий – словно режет душу пополам», – сказала Ольга Викторовна, перейдя к «уроку». Она всегда даёт пояснения к теме, говорит об эпохах, композиторах и поэтах, о традиционных сюжетах жанра – на сей раз это горькая любовь, ревность, разлука, несбыточные мечты, гибель, трагедия... Счастливое завершение сюжетов почти невозможно. Жестокий романс родился из союза баллады с лирической песней. Произведения этого жанра сочиняли великие тандемы. «Семья друзей жива была. Со всех сторон звучали мне любви слова… Но то был сон!» (Рахманинов, Плещеев и... Хворостовский. Дмитрий любил романс «Сон», и нам было радостно и горько услышать, хотя бы в записи, его неповторимый голос!)
Ещё один рахманиновский романс на слова Шевченко «Полюбила я на печаль свою» исполнила студентка Академии музыки и театра Алина Домашенко (неплохая подрастает смена!). А потом Лановая явила Чайковского и Сурикова: «Неволей меня, бедную, взяли и с немилым, седым, повенчали. Ох ты, горе моё, горюшко! Знать, такая моя долюшка».
Впрочем, и народ с давних далей тоже сочинял вечные слова и мелодии. Татьяна Матвиенко, в чепчике и костюме настоящей казачки, спела старинную (чуть ли не из XVII века) песню- обращением к любимому. – в женском варианте. Голос её звенел, как струна, и выдавал боль-боль-боль: «Не для тебя цветёт весна, а для тебя кусок свинца»...
Булахов, Варламов, Гурилёв –
эти композиторы в позапрошлом столетии считались «лёгкими», но в XXI век они вошли классиками. Знакомыми и любимыми. Тургеневскому «Утру туманному» (музыка А.Абазы) хотелось подпеть. И, конечно, всем в зале была знакома от первого слова до последнего «Гори, гори, моя звезда» – уникальный по количеству легенд вокруг его создания романс. Его приписывали Гумилёву, Бунину, Колчаку, на самом же деле стихи написал некто Чуевский, а музыку – Булахов и Сабинин. «Свиданье» – это тоже Булахов (слова Грекова). Помню, в детстве я не могла сообразить, как можно так заснуть!? Потом поняла... Булахов же написал мелодию «Не пробуждай воспоминаний», но на чьи слова, забылось. Память – любимая тема романсов. Вот «Напоминание» Варламова (стихи Годара) с прелестным рефреном: «Я помню всё, но ты... Ты помнишь ли?» А завершил первое отделение романс, который обожают цыгане – «Ямщик, не гони лошадей!» (Фельдман – Риттер).
Голосу Ольги Лановой и пальцам Александра Зотова требовался отдых! Публика вернулась в фойе и в ХХ век. Дружный хор спел «Ах, эти тучи в голубом!» (Великая Отечественная) и «Ах, как я была влюблена, мой друг – и что теперь? Я думала это весна, а это – оттепель» (Оттепель)…
А теперь – минус, минус, минус! В позитивном смысле
Ямщик пригнал-таки лошадей в концерт, и открыла второе отделение старинной таборной песней «Солнышко» Рита Стрижова. До чего ж красив цыганский костюм и как же сочетается у них бесшабашная удаль, весёлое отчаянье и ожидание беды... За «Солнышком» и начался «Жестокий романс» в квадрате – то есть жанр плюс шедевры Эльдара Рязанова – Андрея Петрова: «А напоследок я скажу» и «Я словно бабочка к огню» – потрясающие романсы о любви, которая в одно и то же время есть волшебная, прекрасная, обманная, неверная и весенняя страна... Это исполнялось под рояль... «под лаской плюшевого пледа» (Петров – Цветаева). Певиц на сцене стало больше, но женская тема ненадолго сменилась мужской. «Дай Бог поменьше рваных ран, когда идёт большая драка. Дай Бог побольше разных стран, не потеряв своей, однако» – так молился от Малинина – Евтушенко Сергей Черепанов под гитару Максима Гончара. Потом снова победил минус и – Любовь. Успенская. С романсами «Ещё люблю» и «Небо». Тронула до сердца Севара с «Там нет меня». Севары нет, зато есть Лановая и Ледовская, спевшие тревожную «Первую любовь, любовь последнюю» и «Он твой». Аллегрова, Дубцова, Слава, пожалуй... отдыхают?..
Забойная точка в концерте была поставлена. На прощание Ольга Викторовна предложила всем подумать над темами романсных программ будущего года и объявила, что 11 марта в Малом концертном зале можно увидеть и услышать дубль «Цыганского романса», но в усиленном, расширенном и углублённом варианте.
После привычного общего фотографирования я попросила отзыв о прошедшем действе у двух дам – Людмилы Сухолетовой и Елены Маркидоновой, недавних жительниц Красноярска. Если выразить их впечатление одним словом, это будет слово «восторг!»
Так держать, Ольга Викторовна и Ваша замечательная компания!

Софья Григорьева
фото
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.