Информация к новости
  • Просмотров: 659
  • Автор: redaktor
  • Дата: 17.01.2013
17.01.2013

День надежды для сожженных душ

Категория: Публикации

Рождество – праздник рождения надежды. Благодаря священному младенцу, Агнецу закланному во искупление грехов этого грешного мира, человеческое слово обрело надежду. Воссияли звезды, в мир пришел спаситель, страждущим - заступник, верящим – учитель!

Александр Александров


Основной темой торжественной встречи стало празднование Рождества Христова. Мероприятие началось с проповеди Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеймона. Свою проповедь он посвятил пониманию человеком сути великого праздника Рождества Христова, истории Рождества, а также роли искусства и культуры в жизни верующего человека.

В своем выступлении Митрополит Пантелеймон указал на то, что человек не в состоянии своим разумом постичь подлинную суть и глубину значения Рождества.

«То, что мы называем Рождеством Христовым, по сути, не воспринимается на все сто процентов человеческим интеллектом – так, как должно восприниматься, потому что нельзя вместить божество в человеческое сознание. Его сила умещается только в сердце человека. И священные откровения говорят: Бога никто же нигде же никогда же не видел, но мы знаем, что Творец, создатель миров и человеческого мира на земле, создатель  жизни и смерти, ада и рая показан в череде творений и в самом главном своем создании – человеке. Он дал волю, он дал свободу, он дал необычный интеллект. И, наконец, в ХХI веке только люди по-настоящему лишенные души, либо просто невежественные и безграмотные в духовном плане могут отрицать бытие Создателя. Другой вопрос, как они его воспринимают, как они это восприятие трактуют – это вопрос свободной воли каждого человека Земли. Бог дал человеку свободу. Свободу воли».

Хочется отметить, что речь митрополита воспринималась не как торжественная и официальная часть мероприятия, но как живое душевное слово Пастыря. Я сидела в этом зале, слушала слова человека, посвятившего свою жизнь служению Господу, и чувствовала, как при этих слов оттаивает сердце. Митрополит говорил о том, что венец творения – человек, его совершенное тело и бессмертная душа – явное свидетельство бытия Господня, и слова священнослужителя находили живой отклик в моей душе.

Мне вспомнился тот момент, когда я перестала понимать, как можно отрицать существование Бога. Это был жаркий летний день, я проводила его за городом. Поляна, на которой я находилась, была со всех сторон окружена лесной чащей. Яркое полуденное солнце, настоящая сибирская тайга, смолистый аромат сосен, свет, просачивающийся сквозь спутанные ветви над головой - и физически ощутимое присутствие Бога.

И мне стало ясно, что невозможно жить на Земле, видеть красоты природы, видеть море и солнце, бескрайние просторы полей и угрожающую темноту тайги – и не чувствовать за всем этим Создателя!

Глупо считать, что все это сложилось совершенно случайно, как не пытается это сделать созданная умом наука, предлагающая в качестве варианта создания мира странную теорию случайного создания белков из плавающих в первобытных лужах и опять же случайно соединившихся аминокислот.

В природе, в ее красоте и безупречности, присутствие Бога явлено нам так ярко, что его просто невозможно не чувствовать.

Однако в жизни часто бывают моменты, когда, нет, не сомневаешься в существовании Бога, но появляется ощущение, что Бога как будто бы нет для тебя. Затягивает обычная повседневная суета, в которой так часто сталкиваешься с несправедливостью. Объяснения этим несправедливостям нет. Но они существуют. Слишком часто случается то, что ни с кем не должно случаться.

Именно в такие моменты, когда несправедливость словно пронизывает все грани человеческого бытия, иногда словно забываешь о Боге в своей душе. Тем ценнее бывает вовремя услышанное живое слово Пастыря.

«Господь дал свободу человеку и силой этой свободы человек почти превратил Землю в ад, а сам почти превратился в животное», - сказал Митрополит Пантелеймон, и с ним очень трудно было не согласиться.

Ведь жизнь современного человека зачастую напоминает просачивание через колючую проволоку. Работа на износ и работа по дому. Кредиты, займы, постоянное безденежье работающего человека. Ссоры. Пробки. Безнадежность. Иногда кажется, что вырваться из этого круга невозможно. Бывают дни, когда надежда угасает почти полностью. И бывают дни, когда она возрождается.

«Когда это животное осознало, что дальше двигаться некуда, и воскликнуло «конец всему!», осуществился божественный план, который был заложен изначально, от первых людей: праотца Адама и праматери Евы, где пообещал Господь приход Спасителя». Именно в этом, по словам Митрополита, и заключена суть праздника Рождества Христова.

Несмотря на христианское происхождение Рождества, в современном мире многими людьми Рождество воспринимается, прежде всего, как светский, лишённый религиозного смысла праздник. Вряд ли этому стоит удивляться, учитывая какое количество попыток запретить Рождество было предпринято в нашей стране. Так, в Советском Союзе были отменены выходные в религиозные праздники, а большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года. Вновь день Рождества Христова стал выходным только в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР издал постановление, объявляющее православный праздник Рождества нерабочим днём.

«Однако не надо забывать, что Рождество есть прежде всего священный, божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви Господа, не пожалевшего Сына Своего для спасения рода человеческого. Итак, чтобы достойно встретить и провести этот праздничный день, каждый должен исполниться благоговения перед пречистым образом Младенца Иисуса. Без этой мысли исчезает все значение праздника. Празднуя Рождество Христово, будем молиться, чтобы дух Его любви проснулся и возродился в нашем сердце. Значение Рождества есть любовь, мир и благоволение, а благоволение - это всепрощение, это желание добра всем и каждому, это полное самозабвение и любовь, объемлющая все человечество.

Рождество Христово — это праздник, который служит всем нам напоминанием о том, что на свет появляемся мы во имя спасения своей бессмертной души. И ничто для человека не должно быть таким важным, как заботы о чистоте собственной души и размышления о жизни вечной, которую даровал людям Господь наш Иисус Христос».

            Однако, несмотря на сложную судьбу этого праздника в России, во многих красноярских семьях Рождество праздновалось даже в самые сложные годы. Об этом сказала замечательная красноярская писательница и поэт Нина Александровна Шалыгина, встреча с которой стала одним из самых ярких моментов вечера. Она подарила поклонникам свою новую книгу «Две повести о любви». Вспоминая о том, как праздновалось Рождество в годы советской власти, она сказала следующее: «В моей семье Рождество – это праздник, который был всегда. И хотя тогда мы не говорили о его духовном значении, хотя нельзя было ни молиться, ни хранить дома иконы, все равно в этот день моя мама готовила кутью, и мы все обязательно собирались за одним столом».

Ведущая вечера, известный теледраматург и журналист Лидия Рождественская, отвечая на вопрос о значении Рождества в ее жизни, указала на подлинное, духовное значение этого праздника: «Рождество для меня – это самый главный день. Я бы сказала, что это день рождения моей фамилии. Однако дело не только в этом. Этот праздник – самый главный для всякого человека, который хочет спастись».

            Спасение – вот подлинный смысл Рождества. Спасение и надежда.

            Немалую часть своего выступления Митрополит Пантелеймон посвятил значению искусства в жизни верующего человека. Он назвал высокое искусство «благом от Христа», к которому тянется любой духовно ищущий человек. Он отметил, что «тонко-духовные» произведения помогают верующему человеку обрести покой и дают опору в жизни. Более того, Митрополит указал на то, что именно искусство может помочь тем, кого он назвал «сожженными душами» - людям, поколебавшимся в вере, испытывающим сомнения, да и просто переживающим непростую жизненную ситуацию, ставшую испытанием для их смирения.

            И действительно, трудно передать словами те чувства, которые вызывают в душе рождественские песнопения. В программе прозвучали произведения таких композиторов, как М.Глинка «Боже, сил во дни смятенья», С. Рахманинов «Все хочет петь», П. Чайковский «Рассвет». В празднике приняла участие композитор-песенник, член творческого объединения «Керосиновая лампа» Маргарита Петрова. Ее произведения исполнила солистка Красноярского государственного театра оперы и балета Анна Киселева. Музыкальный «режиссер» праздника, солист ГТОиБ Александр Михалев исполнил произведение «Молитва» на стихи М. Лермонтова и «Вести ангельской внемли» в сопровождении ансамбля «Резонанс». Неповторимо прозвучали «Духовная песнь» в исполнении Максима Шилова и «Тихая ночь» - в исполнении Евгения Балданова. Завершилось выступление артистов рождественской колядкой «Торжествуйте, веселитесь» и «Многие лета», которые исполнили все участники вечера.

Прекрасная музыка «Рождественских песнопений», душевное выступление Митрополита, радушное гостеприимство хозяина «Капитанского клуба» и руководителя ТМО «Керосиновая лампа» Александра Александрова - все это сделало вечер поистине незабываемым. Не случайно Лидия Рождественская назвала этот вечер праздником, торжеством, встречей друзей. А я назвала бы – днем надежды для сожженных душ.

Мария ДРЫГАНОВА,

фото Вячеслава ПЕНЕРОВА

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.