Информация к новости
  • Просмотров: 818
  • Автор: redaktor
  • Дата: 07.12.2018
07.12.2018

Мастерские жизни

Категория: Публикации

На титуле сайта Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Лицей № 9 «Лидер» Свердловского района г. Красноярска написано: «Лицей и город… Лицей часть города, или город часть лицея? Это дружба, партнерство или ответственность друг перед другом? Наверное, и то, и другое. Мы открыты для города, и город, наш прекрасный город на Красном Яре, раскрывает перед нами свои объятия. Мы давно уже сделали для себя вывод, что замкнутое образовательное пространство никогда не научит ребенка свободно адаптироваться к сложным жизненным условиям, не научит выстраивать отношения с людьми из разных социальных сфер». Сегодня мы представляем авторскую программу учителя дефектолога Юкина Т.Л. и педагогов-психологов Малафеева Л.В., Рындина К.В.
Развивающая программа «Мастерские жизни»
детей дошкольного и младшего школьного возраста в Центре развития «Лидер+» на 2018-2019 учебного года.
Пояснительная записка
Программа развивающих занятий детей дошкольного возраста составлена и разработана на основе комплексной Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста «Детство» под редакцией Логиновой В.И. Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А, а так же в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ; «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» № 1014 от 30.08.2013г.
Актуальность программы
Дошкольное детство – это очень важный отрезок в жизни каждого человека. И он имеет непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Малыш овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации и т. д.
Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоционально-личностному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.
Старший дошкольный возраст считается периодом интенсивной подготовки к школе.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Десятки таких и подобных вопросов волнует родителей. Мы согласны с позицией М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, считающих, что весь период развития ребенка до школы, со всеми его особенностями и есть время, когда идет подготовка к школе. Но для психологов и преподавателей очень важными являются знания сензитивных периодов для развития того или иного психического процесса.
Подготовка ребенка к школе важная задача, включающая умственное и физическое развитие, знакомство с окружающим миром и эстетическое воспитание, развитие речи, личностное развитие и развитие коммуникативной сферы. Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации. Важным фактором психического развития ребенка является общение со сверстниками и взрослыми.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, проходят определенную подготовку в детском дошкольном учреждении и перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, и учесть проблемы устройства детей в дошкольные учреждения, то становится ясным, что необходима организация подготовки к начальной школе детей.
Актуальность проблемы психологического обеспечения образовательного процесса в начальной школе связана с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение, расширяется сфера взаимодействия ребенка с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика.
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается форсированности универсальных учебных действий, обеспечивающих учиться.
В соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования в составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
Задача – создать детям условия для формирования социально- эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, способствовать развитию познавательной сферы, помочь в формировании положительных черт характера.
Актуальность вышеизложенных проблем интеллектуального и эмоционально – личностного развития дошкольников привела к созданию развивающей программы на базе Центра развития «Лидер +».
Методологическое обоснование развивающей программы
Программа разработана в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования. Теоретико-методологическим обоснованием программы являются труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие социализации и индивидуализации личности, положение А. Н. Леонтьева о принципе единства сознания и деятельности.
Программа рассчитана на разновозрастную группу детей дошкольного и младшего школьного возраста. Оптимальная численность группы 5-7 человек.
Цели программы: Формирование психологических условий для развития познавательной, коммуникативной, физической и эмоционально-волевой сферы.
Задачи программы:
1. Развивать познавательную сферу ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь).
2. Формировать произвольность всех психических процессов.
3. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и осознанию новых социальных ролей (школьник, одноклассник).
4. Способствовать развитию уверенности в себе и своих учебных возможностях.
5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.
6. Продолжать формировать этические представления.
7. Способствовать развитию художественно-творческих способностей.
Направленность программы: Программа направлена на всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Развивающая программа включает основные направления занятий:
1. Арт-терапия «Сказка через краску». Совершенствование умения передавать в рисунке образы предметов, объектов, персона¬жей в пространстве на листе бумаги по-разному. Развитие творческих способностей детей средствами изучения различных современных направлений, видов, техник, приемов изобразительного искусства, развитие мелкой моторики, творческого воображения посредством акварельных красок, рисованием воском, тесто-пластики, пальчикового рисования, лепки, аппликаций.
2. Сказкотерапия, включает несколько форм работы: рассказывание сказок, переписывание или дописывание сказок, сочинение сказок, постановка сказок с помощью театра теней. Сказкотерапия, способствует развитию умений составлять словесные образы, усвоение необходимых моральных норм и правил в обществе, формирование нравственных качеств личности, формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
3. Комплексное развитие познавательной сферы. Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, слухового и зрительного восприятия, счета, речи.
4. Театральная студия. Способствует формированию моральных качеств ребенка, развивает мелкую моторику ребенка, коммуникативные навыки, познавательные процессы, способствует развитию творческих способностей, и снятие зажатости.
5. Детская йога – развиваем мозг и тело. Детская йога реализуется с помощью метода нейройога, который сочетает в себе упражнения и для тела, и для разума. В каждый комплекс нейройоги обязательно включены следующие группы упражнений: простые растяжки-разминки, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, функциональные упражнения, скороговорка, дыхательные упражнения и релаксация. Нейропсихокоррекционные упражнения способствуют развитие головного мозга и межполушарного взаимодействия, развитие высших психических процессов, крупной и мелкой моторики развитие навыков самоконтроля.
6. Смарт-уроки в локации «Изведай неизведанное», направлены на формирование социально-бытовых навыков на различные темы: «Парикмахерская», «Моя комната», «Кухня», «Больница», «Кафе», «Супермаркет».
Структура и содержание развивающих занятий: состоит из трёх направлений и динамических пауз.
Понедельник и среда:
25-35-40 мин. – комплексное развитие познавательной сферы в локации «Играю, улыбаюсь, развиваюсь».
25-35-40 мин. – сказкотерапия в локации «Волшебный мир».
25-35-40 мин. – арт-студия «Сказка через краску» в локации «Изведай неизведанное».
Вторник и четверг:
25-35-40 мин. – смарт-уроки в локации «Волшебный мир».
25-35-40 мин. – театральная студия.
25-35-40 мин. – детская йога.
Программа курса занятий вариативна, является гибкой в зависимости от психофизических особенностей и индивидуальных психологических особенностей ребенка. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться, в связи с не усвоением темы занятия.
Развивающие занятия реализуются педагогом-психологом по проектным направлениям в разных локациях «Мастерских жизни»: «Играю, улыбаюсь, развиваюсь», «Зал Шавасана», сенсорная комната «Волшебный мир», «Театр», «Изведай неизведанное», «Считаю, умножаю, задачки решаю».

Жанна Думанская
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.